27 Сен

Бакытжан Жумагулов. Будущее за инженерией

Бакытжан Жумагулов
Президент Национальной инженерной
академии Республики Казахстан

Будущее за инженерией

Каждое Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева народу Казахстана заставляет нас задуматься не только о перспективах развития страны, но и о нашем вкладе в достижение поставленных целей, об эффективности и результативности нашего труда.

Новое Послание от 2 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» порадовало тем, что в нем четко прозвучала тема технологического развития и модернизации экономики: «уделить особое внимание вопросу изменения структуры экономики, предусмотреть новые механизмы, направленные на обеспечение устойчивого прогресса страны». Ведь именно здесь создается основа реальной востребованности науки и инженерии.

В этой связи вспоминается выступление в День науки 12 апреля 2024 года Главы государства на заседании Национального совета по науке и технологиям при Президенте страны. Ведь этот профессиональный праздник у нас приурочен к дате рождения выдающегося ученого К.И.Сатпаева, внесшего замечательный вклад в науку и экономичекое развитие отечества. К.К.Токаев особо отметил, что академик Каныш Сатпаев является ярким представителем нашего народа.

Сегодня наследие Сатпаева активно поддерживается и изучается, проходит множество мероприятий, исследований и публикаций. Его работы продолжают оказывать влияние на развитие науки в Казахстане. Велик вклад основателя Академии наук в реальный сектор экономики, им была создана научная школа металлогении, способствовавшая открытию и разработке многих месторождений полезных ископаемых в Казахстане.

Личность К.Сатпаева многогранна. Подчеркну один из ее аспектов. Это патриотизм высочайшего звучания и тесно связанное с ним стремление повысить роль науки и ученых в развитии страны, сделать научное сообщество реальным двигателем прогресса и благополучия отечества.

Этот «сатпаевский дух» в Казахстане возрождается в XXI веке. Существенный шаг сделан в 2011 году: был принят «Закон о науке», включивший в себя принципиально новый механизм управления наукой. Уже 13 лет наши ученые действуют по правовым нормам, берущим начало из этого Закона. Они получили возможность самим решать многие вопросы развития науки, в том числе определения актуальности, новизны проектов и программ. Научное сообщество стало участвовать в совершенствовании полномочий Национальных научных советов (ННС), процесса государственной научно-технической экспертизы, процедуры апелляций, то есть в ключевых механизмах выработки и принятия решений в научной сфере.

Сейчас продвижение по «сатпаевскому пути» продолжено. Казахстанская наука получила новый импульс для наращивания научного потенциала страны, создаются новые условия для развития науки. В 2023 году при поддержке Президента К.К.Токаева было принято решение о выделении 625 млрд тенге на развитие науки в течение трех лет. Государство предпринимает усилия для улучшения финансирования и поддержки научной сферы. Оплата труда ученых выросла вдвое. Выделяются значительные средства для развития научно-исследовательских лабораторий. Растет число обучающихся в докторантуре PhD. Ежегодно 500 ученых проходят научную стажировку в зарубежных университетах и научных центрах.

Важные изменения и в научной инфраструктуре. Национальной академии наук присвоен государственный статус. Создан Национальный совет по науке и технологиям при Президенте страны.

Глава государства поручил Правительству реализовать меры по переходу на открытую прикладную модель науки с концентрацией ресурсов исследовательских институтов и университетов. Подчеркнул важность законодательного закрепления новых методов развития науки, взаимосвязи научно-технологической и экономической политики государства. В этих целях разработан и принят новый Закон «О науке и технологической политике», что подчеркнул Глава государства в новом Послании. В этом Законе сохранены базовые нормы и есть хорошие новости для ученых. Новые надбавки за учёные звания, предоставление учёным творческих отпусков, прямое финансирование научных институтов, важные нормы по социальной поддержке ученых. Введен новый механизм оценки уровня готовности технологии, который позволяет поддержать все этапы научно-производственного цикла и коммерциализацию результатов.

Поднята роль Фонда науки как Национального агентства коммерциализации технологии и моста между наукой и производством. Введен новый механизм сбора и анализа научно-технической информации для мониторинга научных достижений, инноваций и технологий. Усилено регулирование деятельности в науке субъектов недропользования, теперь их проекты будут проходить научную экспертизу, регистрацию и мониторинг.

Местные исполнительные органы получают возможность финансировать научные проекты в соответствии с задачами развития региона. Это повысит эффективность использования научного потенциала на местах.

Есть и проблемные моменты. Глава государства отмечал, в том числе и в новом Послании, такие вопросы как:

  • последовательное повышение кадрового потенциала страны, обеспечение экономики квалифицированными кадрами, преодоление острой нехватки квалифицированных инженеров, ученых и отраслевых специалистов, усиление подготовки специалистов для приоритетных отраслей экономики;
  • содействие науки развитию экономики, учет ею стратегических целей страны и потребностей экономики;
  • создание эффективных механизмов взаимодействия научного сообщества и бизнеса;
  • вовлечение в процесс внедрения результатов исследований крупных предприятий во всех регионах;
  • повышение уровня передела продукции;
  • внедрение передовых технологий в сферу добычи природных ресурсов;
  • укрепление технологического и научно-инновационного суверенитета страны;
  • ускоренное развитие искусственного интеллекта, цифровизации и ее инфраструктуры, IT-сферы, необходимость создания Национального центра искусственного интеллекта, который будет открыт для школьников, студентов, исследователей, предпринимателей;
  • наращивание связей учебных заведений с производственными предприятиями;
  • разработка национальной модели подготовки инженерно-технических кадров, создание передовых инженерных школ на базе региональных вузов;
  • усиление пропаганды знаний и науки, и т.д.

 По выступлениям Президента страны очевидно, что Казахстан взял активный курс на индустриализацию и технологизацию с плотным вовлечением науки в экономику.

При этом наличие подобных проблем не удивительно, ведь Республика Казахстан – молодое государство. А становление науки и ее роли в экономике — это небыстрый и достаточно сложный процесс не только в Казахстане, но и в других странах мира. История многих ведущих научных академий показывает, что на развитие сильной научной инфраструктуры и, что особо важно, такой ее ответственнейшей части как дееспособная система взаимодействия науки с экономикой и обществом, уходят десятилетия, если не столетия.

Например, Национальная академия наук США была основана в 1863 году, и прошли многие десятилетия до того, как она стала признанным центром науки. Аналогично, Французская академия наук была основана в 1666 году и прошла через множество реформ и изменений прежде, чем достигла своего нынешнего статуса.

В общем, процесс формирования академической сферы, как и науки в целом, по вполне объективным причинам небыстрый. Более того, он крайне тесно связан с развитием каждой страны, наращиванием человеческого и интеллектуального капитала, завоеванием своего места в мировой научно-экономической системе и многими другими факторами.

Кроме того, мировая практика убедительно показывает, что центральными академиями наук далеко не исчерпывается сфера научной (вместе с научно-инновационной) деятельности. И речь не только о многочисленных вузах и отдельных научных организациях. Но и о национальных и корпоративных научных центрах, а также о других объединениях ведущих ученых и иных специалистов различных отраслей. Многие из таких объединений также носят названия академий, как государственных, так и негосударственных. Такая практика распространена во многих странах и считается оправданной (в частности, она создает развитую инфраструктуру, в которой действует и центральная академия наук). По сути, она формирует особую сферу, которая во многом отличается от центральной академии и ориентируется не только и не столько на «чистую» науку, сколько на более специфическую научно-практическую деятельность, которую за рубежом называют Research and Development (R&D) – исследования и разработки. В этой инфраструктуре действуют не только ученые, но и инженеры, представители производства, бизнеса, специализированных финансовых организаций (фондов), идет интенсивное взаимодействие науки, экономики, бизнеса и т.д. Построение такой сферы в условиях единственной академии наук в стране экспертами считается довольно трудной задачей.

Поэтому не могу обойти вниманием периодически возникающее «мнение» о том, что в Казахстане «стало очень много академий и академиков». Во многих развитых странах академические титулы имеет большое число ученых. Да и самих академий, как правило, изрядное количество.

Например, в Германии не менее 14 академий наук, во главе с Национальной и с наличием Инженерной. Национальная академия наук Леопольдина (Nationale Akademie der Wissenschaften – Leopoldina) включает в себя более 1500 членов из 30 стран мира, является крупнейшей академией Германии. Функции Национальной академии наук Германии она выполняет с 2008 года, занимаясь научным анализом и рассмотрением ключевых вопросов, имеющих значение для общества.

В США насчитывается 7 академий наук, Национальная академия наук США на 2024 год насчитывает 2617 действительных членов и 537 иностранных, в том числе около 190 лауреатов Нобелевской премии.

В Великобритании 10 академий и Королевских обществ, Китае – 9, Вьетнаме – 6, Таиланде – 4, Республике Корея – 3, и так далее.

Таким образом, наличие нескольких академий − распространенное явление, особенно в развитых странах. И эти академии могут быть разных видов собственности, юридических форм, задач и источников финансирования. Думаю, что число академий должно регулироваться все-таки не произвольными «мнениями», а целесообразностью для тех, в чьих интересах они действуют: государства, научного, инженерного или иного сообщества, науки и технологий, их отраслей, экономики и т.д.

Уверен, что известное выражение: «Все, что приносит пользу государству и народу – имеет право на жизнь» и в этой сфере должно быть незыблемой аксиомой. И получение такой пользы, думаю, должно быть совместной целью академий и государства.

Здесь хочу обратить внимание на то, что, собственно, определяет в Казахстане востребованность науки и не только ее – экономику.

Основу формирования политики в этой сфере (как и других) задают Послания Президента страны – в этом их главная стратегическая роль, важность для государства и общества, для каждого казахстанца. И эта основа находится в целенаправленном развитии, с каждым Посланием в нее добавляются новые составляющие, увеличивается число и масштабы задач.

В новом Послании Президент страны подчеркнул такие задачи как:

  • полноценное раскрытие промышленного потенциала страны;
  • освоение высоких переделов;
  • преференции инвесторам, нацеленным на развитие производства;
  • активное развитие новых точек роста в регионах;
  • решение первоочередных инфраструктурных проблем;
  • усиление связи лучших университетов с реальным сектором экономики;
  • синхронизация инновационной политики с научно-технологическими приоритетами страны, раскрытие потенциала прикладной науки в вузах.

Особо хочется отметить зафиксированное в Послании включение в систему государственных наград почетных званий для инженеров, геологов, разработчиков месторождений, работников транспортной, аграрной и водной отраслей, а также ученых и изобретателей. Добавлю: в Национальной инженерной академии РК подобная работа уже ряд лет проводится на основе общественного статуса – конкурсы «Инженер года», премии и т.д. Но вывод награждений на государственный уровень – очень большое дело для принципиального повышения престижа труда инженеров, ученых, изобретателей.

Как видим, задачи поставлены очень серьезные.

Теперь вернемся к приведенным выше проблемным моментам. Значительная их часть может быть отнесена не только, а иногда и не столько к сфере собственно науки, сколько к научно-практической и инженерно-технологической деятельности, взаимодействию с реальным сектором экономики.

Поэтому особое внимание нельзя не обратить на сферу инженерной деятельности, значимость которой хорошо понимают в современном мире. Одним из главных лозунгов инженерного дела можно считать слова, по сути открывающие сайт Национальной инженерной академии США (NAE): «Инженерное лидерство на службе нации».

В целом мировой опыт показывает, что в настоящее время развитые страны придают огромное значение инновациям в инженерии, технологическому росту и развитию, которые являются «главным полем битвы в международной конкуренции».

Так, в КНР призывают соотечественников сосредоточиться на технологическом росте. Интенсивно обсуждаются инновации в искусственном интеллекте, квантовых технологиях, биотехнологии и новой энергетике. Серьезной проблемой отмечают недостаток талантливых специалистов.

В России реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы». Каждой передовой инженерной школе поставлена задача – вести работу со школьниками. На базе инженерных школ при вузах проходят повышение квалификации инженеры, а на предприятиях преподаватели вузов. Эти решения направлены на обеспечение реального сектора экономики квалифицированными кадрами и крайне важны для достижения технологического суверенитета.

В этой сфере большое поле деятельности есть и для академий инженерного профиля. Отметим, что инженерные академии и объединения являются одним из признанных и исторически оправдавших себя инструментов в развитых и интенсивно развивающихся странах (в данном случае мы рассматриваем только самостоятельные академии/объединения, а не классические академии наук, включающие инженерные науки, поскольку, как будет видно далее, функции у них заметно различаются).

К таким академиям, в частности, относятся:

Китайская инженерная академия (Китайская академия инженерных наук), являющаяся государственной организацией и самым авторитетным консультационным научным учреждением в Китае в сфере инжиниринга.

Национальная инженерная академия США (образована актом президента А.Линкольна) сегодня является некоммерческой неправительственной организацией, поддерживаемой государством (в том числе финансово) и выполняющей ряд функций в интересах государства.

Российская инженерная академия (негосударственная общественная академия) координирует прикладные исследования, направленные на реализацию достижений фундаментальной науки, разработку новых технологий и образцов техники.

Королевская инженерная академия Великобритании. Основные задачи: консультирование правительства страны в сфере своей деятельности, содействие в развитии национального регулирования, касающегося инженерии, поддержка обучения инженеров, поддержка инженерных исследований, просветительская деятельность.

Шведская королевская академия инженерных наук является независимой академией, на протяжении более 100 лет она наводит мосты между бизнес-сообществом, научно-инженерными кругами и системой политического управления страны.

В дополнение к этим важным, но все-таки отдельным примерам полезно проанализировать более системную информацию: распространенность (а значит востребованность) таких академий в мире, и особенно в развитых странах (ОЭСР).

Задача непростая. Ведь такие организации могут иметь весьма разные наименования: академии (инженерные, инженерных наук, инженерии, технологий и др.), ассоциации, общества, объединения, институты, советы, союзы и прочие. Поэтому для решения поставленной задачи мы пошли не путем эмпирического поиска, а более быстрым методом «функционального анализа».

Ведь инженерные академии и их аналоги – объединения по своей сути должны выполнять схожие функции. Наш анализ выявил три главные из этих функций, которые одновременно должна выполнять инженерная академия, как бы она ни называлась. Эти функции таковы:

  1. Поддержка интересов инженерного (в том числе и научно-инженерного) сообщества.
  2. Поддержка научно-инженерных исследований.
  3. Участие в международной деятельности в рамках существующих в мире объединений инженерных академий.

Данные функции как раз и показывают отличия между инженерными академиями/объединениями и классическими академиями наук.

По этой методологии мы проанализировали крупные международные объединения инженерных академий с суммарным числом стран-участников более 140, в том числе: Международный совет академий инженерных и технологических наук (CAETS); Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (FEANI); Европейский совет академий прикладных наук, технологий и инженерии (Euro-CASE); Федерация инженерных институтов Азии и Тихого океана (FEIAP); Федерация инженерных институтов исламских стран (FEIIC); Международная инженерная академия (IAE) и другие. После актуализации членов этих объединений и исключения дублирования мы получили окончательный результат – 75 стран, имеющих инженерные академии или их аналоги, выполняющие указанные функции (эти объединения в большинстве своем являются негосударственными, но действуют при государственной поддержке).

Отсюда следует, что обеспеченность рассматриваемыми инженерными структурами стран мира (их 193) составляет около 40 процентов. Это, безусловно, внушительная сила, способная оказывать существенное влияние на ход научно-технологического прогресса человечества.

Еще интереснее полученная информация по развитым странам ОЭСР. Оказалось, что 87 процентов (33 из 38) стран данного объединения имеют инженерные академии (нет их только в 5 странах с населением в разы меньшим чем в Казахстане). Значит, наличие инженерной академии в стране может считаться неким показателем ее развития (!). Это и понятно, ведь развитые страны определенно больше внимания уделяют своему научно-технологическому прогрессу. Таким образом, можно констатировать, что в мировой практике инженерные академии (объединения) представляют собой достаточно мощный фактор технологического развития. В первую очередь, в силу своей большей приспособленности к взаимодействию, с одной стороны, с национальными академиями наук, с другой стороны – с экономикой и бизнесом (вплоть до включения в свой состав выдающихся специалистов-практиков и руководителей бизнес-структур, что для классических академий наук затруднительно).

Следствие для Казахстана – в соответствии с мировым опытом целесообразно, по-видимому, более активно использовать как государственные, так и негосударственные механизмы развития инженерного дела. Тем более, что у нас есть определенный конкурентный и международно признанный потенциал в виде активно функционирующей Национальной инженерной академии Республики Казахстан (НИА РК).

В ноябре этого года НИА РК исполнится 34 года. Исторически срок небольшой, но за это время мы успели сделать немало. Академия со дня своего основания стремится выполнять важнейшую миссию. Устав и Миссия сформулированы исходя из опыта инженерных академий развитых стран.

Миссия заключается в том, чтобы помогать государству и бизнесу в технологическом обновлении производства, стать «мостом» между наукой и практикой, содействовать разработке и внедрению научных достижений в производство, реализуя научно-технологическую политику страны.

НИА РК на постоянной основе использует такие инструменты как научно-инженерные исследования, конференции, семинары, совещания, круглые столы с привлечением ученых, инженеров, специалистов и руководителей вузов, бизнеса и других сфер. Это консолидирует научно-инженерный потенциал страны и способно ориентировать его на достижение целей стратегического развития Казахстана.

В выступлении перед членами Национального совета по науке и технологиям при Президенте РК Глава государства поставил ряд актуальных задач для последовательного укрепления потенциала отечественной науки и создания условий для широкого внедрения инноваций во всех сферах жизни. Именно эти ориентиры позволят нам стать конкурентоспособной нацией. На встрече с молодыми учеными 31 мая 2024 года Глава государства определил 10 приоритетных направлений для работы ученых. они сформулированы с акцентом на практическую и технологическую результативность для экономики и общества, что поможет сосредоточить серьезные научные усилия на областях, наиболее важных для реального развития страны. В данных направлениях уже работают специалисты научно-инженерного и инженерно-технического профиля, квалифицированные ученые и инженеры. Национальная инженерная академия РК и отечественный научно-инженерный корпус принимают активное участие в актуальнейших научно-исследовательских проектах и опытно-конструкторских разработках.

Мы четко осознаем, что наука и инженерия должны решать и решают важные, конкретные вопросы развития государства. Результаты исследований должны внедряться, учитывая цели развития страны и потребности экономики. Вот несколько актуальных направлений:

Президент страны отмечал, что госорганы должны опираться на качественное научное сопровождение. Одним из механизмов такого сопровождения может стать компьютерное моделирование важнейших проектов, широко используемое в мире. В НИА РК есть ученые, обладающие необходимыми методами для анализа и прогнозирования промышленных объектов. А значит, и в этом аспекте научно-инженерному сообществу можно усиливать взаимодействие с государственными органами.

Членами НИА РК выполняется научный проект программно-целевого финансирования (ПЦФ) в области экологии, основанный на создании геоинформационных систем. Ведется также проект создания опытно-промышленного производства углерод-кремниевых усиливающих наполнителей с использованием отходов рудников и сельхозпродукции. Такие наполнители применяются в технологиях получения резинотехнических, фрикционных и биоразлагаемых полимерных материалов и изделий.

Геологические задачи выявления новых рудных объектов, в том числе скрытых, весьма актуальны для Казахстана. Здесь большую помощь может оказать решение обратных и томографических задач на основе дискретного и градиентного моделирования, методов статистической физики и других современных технологий, с опорой на цифровую геохимическую и геофизическую информацию. Такие задачи в интересах государства и бизнеса мы также способны решать. Результаты найдут применение на практике и будут реально способствовать развитию экономики.

В плане стратегического развития в свете задач, поставленных в Послании Главой государства, внимание нам следует сосредоточить на отработке новых эффективных механизмов взаимодействия с государством, Национальной академией наук при Президенте РК, вузами, бизнесом, с мировым научно-инженерным сообществом.

Именно на этом пути мы сможем повысить действенность мер по развитию научно-инженерной деятельности как системного фактора совершенствования научной и технологической инфраструктуры Казахстана и развития страны в целом.